ЭС 07. Панорама Софийской набережной с Кремлевской набережной

Список тем

Мы с вами находимся на Кремлевской набережной под стенами Кремля, на противоположной стороне Москвы-реки расположена Софийская набережная. 

Набережная получила свое название по церкви св. Софии в Средних Садовниках. Саму церковь мы с вами не видим, но шатровую колокольню Софийского храма мы можем наблюдать. Колокольня в три яруса, с шатровым завершением, богато украшенная декором в русско-византийском стиле. Колокольня Софийского храма – это доминанта Софийской набережной.

Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре сквозной, через него заезжали на церковный двор, на втором ярусе – храм в честь иконы Божией Матери “Взыскание погибших”. Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. Он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа спасителя.

Колокольня никак не перекликалась со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, но гармонировала с вертикалями кремлевских башен и колокольней Иван Великий на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью “софийского ансамбля”, который входит в соответствующее масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив Кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции «Москва – Третий Рим» и подчеркивает значение Первопрестольной как мирового оплота Православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что храма не впишется в узкий участок земли.

Строительство колокольни продолжалось с 1862 по 1868 годы, и приходилось на период последовавшим поражением в крымской войне и резким ослаблением позиций России. Вряд ли можно считать совпадением посвящение надвратного храма именно иконе Божией Матери “Взыскание погибших”. В 1908 году, когда во время наводнения вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров, колокольня сильно пострадала.

Левее от колокольни мы с вами видим шестиэтажное здание желтого цвета. Фасад дома оформлен в русском стиле. Это бывший гостиничный комплекс «Кокоревское подворье».

Комплекс зданий Кокоревского подворья на Софийской набережной построен в 1864-му году. Проект был создан санкт-петербургским зодчим Иваном Денисовичем Черником в любимом им русском стиле. Заказчиком выступил известный российский предприниматель и финансист Василий Александрович Кокорев, потративший на строительство порядка двух миллионов рублей.

Именно Кокоревское подворье можно считать первым отелем столицы.

Изначально здание имело три этажа и только в советский период (в 1930 годах) было надстроено еще три этажа.

В корпусе, выходящем на Софийскую набережную, разместилась гостиница на 315 номеров, в которых одновременно могли остановиться 700 постояльцев. Цены на проживание, в зависимости от номера, начинались от 30 копеек. Люксовые апартаменты обходились уже в 4 рубля.

История гостиницы на Кокоревском подворье связана с именами многих известных людей, гостивших здесь или захаживавших в гости к родным и знакомым. Среди них:

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Иван Николаевич Крамской, Василий Дмитриевич Поленов, Василий Васильевич Верещагин, Константин Алексеевич Коровин, Сергей Арсеньевич Виноградов, Илья Ефимович Репин, Иван Николаевич Крамской, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Антон Степанович Аренский, Петр Ильич Чайковский и многие другие.

Кокоревское подворье было центром притяжения Первопрестольной столицы не только благодаря размещению гостинице. Помимо этого, здесь находилось порядка 20 роскошных магазинов, а также конторские помещения и оптовые склады.

Сегодня существуют планы возрождения Кокоревского подворья на Софийской набережной, №34, в изначальном его предназначении с гостиницей и магазинами, а также в качестве делового и культурного центра Москвы.

Правее от колокольни Софийского храма мы видим четырехэтажное здание желтого цвета. Декорировано лепными деталями растительной тематики. По центру и краям дома выделяются ризалиты. Завершает здание купол зеленого цвета по центру. В настоящее время это штаб-квартира компании Роснефть.

Здание было построено в 1903 году архитекторами К.К. Гиппиусом и Ф. О. Богдановичем и до 1917 года это был дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени Бахрушиных. Построен на средства на средства купцов Бахрушиных, пожертвовавших на проект 1,2 миллиона рублей. Это был первый для Москвы опыт сотрудничества частного капитала и городских властей в постройке крупных муниципальных жилых комплексов. 

Всего здесь было устроено 456 однокомнатных квартир, площадь жилых помещений от 13 до 30 кв. метров. Перед I Мировой здесь проживало 1378 детей и 631 взрослый, в том числе и 16 студенток-курсисток. В комплекс входили приют, детский сад, госпиталь с аптекой, мастерские и столовая.

Правее от штаб–квартиры Роснефти, ближе к Большому каменному мосту, мы видим хорошо сохранившуюся городскую усадьбу. На Софийскую набережную выходят два флигеля, а главное здание остается в глубине. Это бывшая усадьба «сахарного короля» П.И. Харитоненко. В настоящее время здесь располагается резиденция посла Великобритании.

Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891-1893 годах по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. В начале 1890‑х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Усадьба была спроектирована архитектором Василием Герасимовичем Залесским в ренессансно-барочном стиле. Строгий и в то же время нарядный фасад дома отделан рустом, окна оформлены классическими наличниками, замковые камни над окнами первого этажа украшены маскаронами. Центральная часть здания выделена ризалитом с балконом второго этажа, который покоится на четырех тосканских колоннах. Здесь находится вход в особняк, к которому ведут два изгибающихся пандуса.

Для оформления интерьеров дома П.И. Харитоненко пригласил молодого архитектора Федора Осиповича Шехтеля – это была одна из первых самостоятельных работ будущего мастера. Богато отделанные интерьеры главного дома, которые сохранились до наших дней практически в неизменном виде, были оформлены в разных стилях. Все помещения первого этажа (столовая, гостиная, кабинет с библиотекой), а также вестибюль, парадная лестница и две гостиных второго этажа выполнены в излюбленном тогда Шехтелем «готическом» стиле. Большой парадный зал на втором этаже отделан в классическом стиле с изящной позолоченной лепниной и наборным паркетом. Соседний рокайльный зал украшен потолочной росписью в стиле XVIII века, её автор – известный французский художник Франсуа Фламенг.

Семья фабрикантов Харитоненко была хорошо известна в дореволюционной России. Основателем купеческой династии был Иван Герасимович Харитоненко, родом из украинских крестьян. В 1860‑х годах он занялся выращиванием сахарной свеклы и основал в городе Сумы первый сахаро-рафинадный завод. К концу жизни он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков в Российской Империи. Прославился как щедрый благотворитель: на его средства в Сумах были построены городская больница, духовное училище, детский приют, в Харькове – общежитие для студентов; также немало жертвовал он в пользу местных храмов. Семейное дело унаследовал и приумножил его единственный сын Павел Иванович, который прославился и как благотворитель, и как один из крупнейших коллекционеров живописи. Его собрание, большая часть которого хранилась в особняке на Софийской набережной, включало в себя западноевропейскую и русскую живопись, а также древнерусские иконы.

В особняке Харитоненко часто устраивались приемы и концерты, на которых выступали Федор Иванович Шаляпин и Александр Николаевич Скрябин, а Иван Михайлович Москвин был режиссером домашних любительских спектаклей.

После 1917 года вся семья Харитоненко покинула Россию, а их особняк (как и все владения) был национализирован. Сначала здесь разместилась миссия датского Красного Креста, потом усадьба была передана в ведение Наркомата Иностранных дел. Здесь были устроены квартиры сотрудников НКИД, главный дом часто использовался для приемов иностранных гостей – так в 1920 году здесь останавливался писатель Герберт Уэллс, позже – писатель и журналист Артур Рэнсом, бизнесмен Арманд Хаммер, король Афганистана Аманулла; бывала здесь и знаменитая Айседора Дункан.

В 1931 году в усадьбе разместилось посольство Великобритании. В разные годы здесь останавливались многие английские политики и дипломаты – Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер. В 1994 году во время своего официального визита в Россию здесь побывала королева Великобритании Елизавета II, в разные годы особняк посещали и другие члены британского королевского дома – принц Филипп герцог Эдинбургский, принцесса Анна, принц Эдвард, Диана принцесса Уэльская.


Опубликовано

в

от

Метки: