Архитектурный язык
- Архитектор конца XVII – первой четверти XVIII века работает, как правило, с простым объемом (параллелепипед) или комбинирует три-пять объемов равной или разной высоты, покрывая каждый отдельной кровлей с мансардными надстройкам. Получались весьма разнообразные композиции, родственные привычному “хоромного” строению.
- Симметрия планов и объемных построений – обязательное правило этого времени.
- Приведение к симметрии требовало выделения центра композиции.
- Часто центр акцентируется башней.
- Центральный объем сооружения обогащается пластически.
- В многообъемных композициях к симметрии приведены каждый из объемов, при этом соблюдалась иерархическая соподчиненность частей и целого, благодаря которой сложные построения сохраняют единство.
Пластические средства архитектуры
- Для этого периода характерна плоскостная трактовка пластического убора объемов, особенно в Петербурге, где моделировка стен носит почти графический характер, настолько невысок рельеф выступов и впадин.
- Кирпичную стену штукатурят, это позволяло обогатить пластики лепными деталями.
- Штукатурка требовала покраски – на этом пути формируется многоцветность архитектуры. Предпочитали активные красные, зеленые, синие, что сближало с зодчеством XVII века.
- На ярком фоне белы детали – целесообразно для Петербурга.
- Основное средство пластической обработки – ордер. Ордерный канон еще мало знаком мастерам-строителям, и они по-своему толкуют его, видоизменяя пропорции и состав.
- Оконные проемы – прямоугольные, с лучковыми перемычками, или арочные, обязательно имели обрамление: самое большое распространение получил плоский наличник с “ушами”.
- В композиционно важных местах архитектор ставит фронтон или аттик. Формы фронтонов разнообразны – от классических треугольных, до разорванных барочных.
- В прорисовке аттиков часто встречаются валюты. Эту яркую пластически напряженную деталь любили вводить в точки стыков объемов.
- Очень характере для этих времен мотив “полукружия” – венчающего фасад полуциркульного (или дугового) выступа, которому следует антаблемент. Иногда оно отвечает расположенному за ним своду (это как бы отзвук древнего закомары),, иногда это просто декоративный аттик.
- Обрез стены украшали балюстрадами, декоративной скульптурой и вазами.
- Башни венчали островерхими шпилями.