Мы находимся на Манежной площади. Одной из самых больших (300 м на 150 м) и парадных площадей Москвы. Площадь получила своё название в 1931 году по выходящему на неё фасаду Манежа.
По периметру площади расположены Александровский сад и здания разных эпох и архитектурных стилей. Но обратите внимание, как гармонично смотрится архитектурный ансамбль в целом.
Прямо перед нами находится здание с интересным и сложным фасадом – это отель Four Seasons «Москва». Один из лучших отелей столицы. Десятиэтажное здание серого цвета в стиле неоклассики, левая и правая часть фасада которого отличаются друг от друга.
Отель был построен в 1935 году по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А.В. Щусева. Тема проектирования гостиницы затрагивается в романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Отель был полностью реконструирован.
Двигаясь против часовой стрелки, следующее десятиэтажное серое здание, которое мы видим на другой стороне улицы, – Государственная Дума Российской Федерации. Здесь заседает нижняя палата Парламента, обсуждаются и утверждаются законодательные акты, бюджет страны – все то, что влияет на нашу жизнь каждый день. Это место работы наших представителей во власти – депутатов.
Здание построено в 1935 году, Архитектор Аркадий Лангман, строилось одновременно с уже известным нам отелем Москва. В Советский период в здании располагался Госплан. Над зданием развивается российский флаг, а центральный вход украшает герб Российской Федерации.
Слева от здания государственной думы улица с десятиполосным движением – это улица Тверская. На противоположной стороне Тверской улицы от Государственной Думы здание, фасад которого отделал природным камнем, керамической плиткой и лепниной, украшен красивыми кованными перилами на балконах и карнизе – это отель Националь.
Здание построено в 1900—1902 годах по проекту архитектора Александра Иванова. Один из важных элементов декора является угловой аттик. Обратите внимание на верху здание видно большое панно. Панно изготовлено на керамическом заводе «Абрамцево», выполненное Иваном Рербергом.
Гостиница была оснащена по последнему слову техники. В ней установили лифты, что считалось большой диковинкой, а также мебель и люстры исключительно импортного производства. Все 160 номеров оснащались ватерклозетами и телефонами. Соответственно, цены на проживание были довольно высокими — до 25 рублей в сутки (500 евро в сутки если провести аналогию с нашим временем).
В отеле останавливались и балерина Анна Павлова, и композитор Николай Римский-Корсаков.
После Революции 1917 года несколько лет в здании размещалось общежитие для чиновников советского правительства – В.И. Ленин, Дзержинский, Троцкий и другие первые лица Советской республики. В 1932 году гостиницу возродили под прежним названием. В настоящее время отель является одним из лучших в Москве.
Следующее здание часто называют просто «Дом Жолтовского» Здание желтого цвета с восемью коринфскими колоннами напоминает итальянское палаццо.
Здание построен в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского, большого поклонника итальянского архитектора Андреа Полладио. Дом Жолтовского ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, его прозвали «гвоздём в гроб конструктивизма». Дом стал примером для многих архитекторов. С середины 1930-х годов на смену конструктивизму в СССР пришёл советский монументальный классицизм.
Здание Геологического музея представляет собой трехэтажный корпус, построенный в 1918 году под руководством архитектора Романа Клейна. Классическая архитектура здания гармонично сочетается с соседним комплексом Московского университета и зданием гостиницы «Националь». Богатейшая коллекция минералов. Даже человеку далекому от геологии будет интересно посетить данный музей.
Дом №11 по Моховой – второе здание Московского университета. Построено в 1710-х годах как дворец Ф.М. Апраксина, после 1793 года перестроено для А.И. Пашкова (архитектор М.Ф. Казаков), с 1833 года – тоже здание университета. Сейчас здесь находится Институт стран Азии и Африки и некоторые другие подразделения МГУ. Перед зданием установлены памятники А.И. Герцену и Н.И. Огарёву (1922 год, скульптор Н.А. Андреев).
На Манежную площадь выходит фасад и главный вход в Манеж. Здание желтого цвета с колоннами, большими окнами с арочным завершением и фронтоном, на котором написано – Центральный выставочный зал Манеж.
Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил все постройки на месте будущего Манежа. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк.
За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.
Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. Конструкция сохранилась по сей день.
Левее стены Кремля – краснокирпичное здание в стиле древнерусского зодчества – это Государственный Исторический музей. Крупнейший национальный исторический музей России. Музей основан в 1872 году, здание музея построено в 1875—1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова.
Перед зданием Исторического музея мы с вами видим конную скульптуру на пьедестале из темного гранита возвышается всадник на коне — это памятник полководцу Георгию Жукову. Установлен 8 мая 1995 года. Скульптор представил маршала привставшим на стременах во время торжественного парада Победы 24 июня 1945 года.