Ремесла Одинцовского района

Борис Голицын

Методуказание

Дать краткую справку о развитии ремесел в Одинцовском районе, связав их с природой и владельцами здешних мест князьями Голицыными, как одним из видов народного мастерства.

Наличие Александровской ж/д (Белорусское направление) в 70-е гг. XIX в – необходимое условие развитие производства и ремесел. Продолжение традиций в наши дни.

Мы сворачиваем с Минского шоссе по указателю на Голицыно. Это место получило свое название по семье Голицыных, владевших этими землями на протяжении трехсот лет. Голицыны, одно из самых многочисленных дворянских семейств с XVII века, обосновались здесь во времена Петра I. Царь подарил имение своему «дядьке» – Борису Голицыну. Закончилась их история здесь только в 1917 году.

Голицыны были сподвижниками правителей России, представители этого семейства были государственными, политическими деятелями. Многие из них прославились на дипломатической работе. Известны они и благотворительными проектами, построенная ими голицынская больница для бедных, сейчас известна как Первая градская больница. Голицынам принадлежали усадьба Кузьминки, именно они заказали Доменико Жилярди ансамбль, которым мы сейчас можем наслаждаться.

Вообще то, что Голицыны владели огромными наделами. Я посмотрела список их собственности – просто перечисление земельных владений на пятидесяти страницах, их владения были в 34 губерниях – от Астраханской до Ярославской. Даже свой родной Реутов я обнаружила в списке владений Голицыных.

Во второй половине XVIII века эта земля принадлежит правнуку Бориса Алексеевича – Николаю Михайловичу Голицыну, очень деятельному и хозяйственному человеку. Именно при нем были устроены вишневые оранжереи,

Отдавали должное Николаю Михайловичу и его современники. Так Николай Петрович Николев обращается в стихотворной форме к князю:

Берусь за лиру, лады строю

И так к Голицыну пишу,

И так соседу повторяю:

«Я в осень дни мои теряю

И скукою теперь дышу.

Наставь меня, сосед любезный!

Наставь науке той полезной,

Которой в осень и зимой

Заняв заботный разум свой,

Без скуки дни свои проводишь,

Забаву с пользою находишь

В различны года времена:

Здесь разбираешь семена,

…[Заводишь клевер многоплодный

Иль накопляешь свой природный,

Что русский дятлиной зовет

И дома не купя найдет;]

Там землю для весны готовишь,

Все выдумки для пользы ловишь.

То рода нового брана

К смягченью пашни создана,

Испытанна, определенна,

В употребление введенна;

То севоральник, иль самсев,

То некое полей гладило;

Удобство всех вещей прозрев,

Хозяйство всем себя снабдило.

В этих строках можно отметить, что осень и зима были особыми сезонами в жизни усадеб – временем, которое рачительный хозяин также посвящает усовершенствованию своего хозяйства, а ленивый предается скуке.

Традиционно в это время крестьяне Московской губернии занимались сезонными ремеслами, так возникла, например, Богородицкая игрушка. Промысел появился в XVII веке, и уже на раннем этапе появились такие знаменитые поделки, как «Пастушок», «Львы со львятами», «Кузнецы». Последняя изображает крестьянина и медведя, попеременно наносящих удары молотом по наковальне. Именно она впоследствии стала символом поселка и промысла в целом. И эти промыслы сохранили свою уникальность и идентичность, названия их ассоциируются с конкретными образами:

Гжель, Хохлома, Городец. Вышивка, кружево. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде мастера изготовляют прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом.

Таким промыслом для крестьян Голицына стало лозоплетение. Казалось бы, ремесло, известное из покон веков (даже в гробнице Тутанхамона находили плетеные кресла, из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты), его считают прообразом ткачества.

В те времена Везувий цвел!

Там райские сады благоухали-

Цветы, поля и виноград.

Из винограда, прутьев и лозы

Спартак придумал щит сплести.

Кстати, плетеные щиты до сих пор используют полиции Индии и, вы удивитесь, Нидерландов.

В России из ивовой лозы плели преимущественно короба, корзины, сани и салазки. Плетеная мебель была представлена, разве что, детскими колыбелями. Но во второй половине XVIII века Голицыны привозят из Франции технологию изготовления мебели из лозы и обучают ею своих крестьян.

С этих пор плетеная мебель прочно ассоциируется с дачной и усадебной жизнью в России. Посмотрите дачные фотографии XIX века. Практически во всех домах можно было встретить плетеные стулья, столы, диваны, ширмы, сундуки, коляски, качели, предметы сервировки стола и прочие изделия. Изделия находили широкое применение в хозяйстве. Во второй XIX века плетение из лозы, ивы и бересты вошло в моду самых различных слоев общества. Практически во всех домах можно было встретить плетеные стулья, столы, диваны, ширмы, сундуки, коляски, качели, предметы сервировки стола и прочие изделия.

В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта – вне конкуренции. К тому же они гораздо урожайнее диких. Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой. Плетеная корзина и сейчас осталась “тарой номер один” для садовников и грибников.

До революции и в годы НЭПа похожие корзины были особенно ценимы торговцами-разносчиками: они вместительны и удобны в работе. Всевозможная мебель, газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины, детские игрушки, предметы сервировки стола пользовались и пользуются неизменным спросом. Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Одним из таких мест является Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин. Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вяземки, вдоль которой растут разные сорта лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.

Еще недавно проезжая по этой дороге можно было купить плетеную мебель и корзину.

Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особо широко золочение применялось во Франции. В конце XIX в. появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы и т.д. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце 18-говека. Князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе, создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетеные вещи становятся сложнее, изящнее. В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки. Широта ассортимента плетеных вещей поражала воображение!

До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков. В послевоенные 40-е-50-е годы плетение не развивалось: все силы, и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной. Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть “отсталое прошлое”: оно стало немодным. И все же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы. В 60-х-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов. Вслед за Европой, а впрочем, и всем цивилизованным миром Россия “возвращается к корням”. Рождается новое поколение “экологических” людей, мыслящих стратегически.

В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную

мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже. Кельне, Нью –Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, где завоевали международное признание и неоднократно получали призы.

Правообладателям